Сведения о средствах обучения и воспитания

Сведения о средствах обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом
образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь
компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое
влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей
учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для
достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения:
 печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
 электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные
учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные
энциклопедии и т.п.);
 аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы,
учебные фильмы на цифровых носителях;
 наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные
доски);
 демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
 учебные приборы (компас, барометр, солнечные часы, ветряной рукав, микроскопы,
колбы и т.д.);
 спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и
т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные
аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные
ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее
эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
 учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
 гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и
современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание,
поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы
восприятия в образовательных целях;
 учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности
и т.д.);
 сотворчество педагога и обучающегося;
 приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям
реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность

учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих
эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает
возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и
самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ОД по освоению
Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных
областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других
областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской
деятельности
(игровая,
продуктивная,
познавательно-исследовательская,
коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие
художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению
развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются
дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры,
различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского
сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательноисследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и
раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы,
плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный)
строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего»,
металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры,
схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного
театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для
сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница»,
«Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски,
дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где
имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты,
схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный
центры (спортивные уголки в группах) , в которых имются: массажные коврики для стоп,
ребристые дорожки, различные гири, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли,
малый, кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для

подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим
требованиям.
Игровые площадки оснащены песочницами, столиками для игр и занятий; разбиты
цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми
постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для
активной физической деятельности воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны,
обеспечивают необходимые условия для самореализации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».